Памятки по русскому языку


Единые требования к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов
Фонетический разбор слова
1. Сколько в слове слогов, какой по счету ударный?
2. Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены?
3. Согласные звуки: парные и непарные, глухие и звонкие, твердые и мягкие. Какими буквами обозначены?
4. Количество звуков и букв в слове.
Образец:
морковь – 2 слога, 4 согл., 2 гл.
м – [м] – согл., непарн., зв., тв.
о – [а] – гласн., безударн.
Р – [р] – согл., непарн., зв., тв.
к – [к] – согл., парн., глух., тв.
о – [о] – гласи., ударн.
в – [ф'] – согл., парн., глух., мягк.
ь – ______
7 букв, 6 звуков
Морфологический разбор имени существительного
1. Часть речи.
2. Начальная форма (Им. п., ед. ч.).
3. Постоянные признаки:
собственное или нарицательное;
одушевленное или неодушевленное;
род;
склонение.
4. Непостоянные признаки:
падеж;
число.
5. Роль в предложении.
Пример: Легкий мороз покрывает лужицу тонким ледком.
Мороз – сущ., мороз, нариц., неодуш., м. р., 2 скл., Им. п., ед. ч., подлежащее.
Лужицу – сущ., лужица, нариц., неодуш., ж. р., 1 скл., В. п., ед. ч., вт. член.
Морфологический разбор имени прилагательного
1. Часть речи.
2. Начальная форма (ед. ч., м. р., Им. п.).
3. Непостоянные признаки:
число;
род (только в ед. ч.);
падеж.
5. Роль в предложении.
Пример: Я вышел из душной комнаты.
Из душной (комнаты) – прилаг., душный, ед. ч., ж. р., Род. п., вт. член.
Разбор глагола как части речи (морфологический разбор)
1. Часть речи.
2. Начальная форма.
3. Постоянные признаки:
вид;
спряжение.
4. Изменяемые признаки:
число;
время;
лицо (есть только у глаголов в настоящем и будущем времени);
род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).
5. Роль в предложении.
Пример :Мы уходим все дальше и дальше в лес.
Уходим – глаг., неопр. ф. уходить, 2 спр., мн. ч., наст, вр., 1 лицо, сказуемое.
Морфологический разбор местоимения
1. Часть речи.
2. Начальная форма (Им. п.).
3. Лицо.
4. Число.
5. Род (только в 3 лице ед. ч.).
6. Падеж.
7. Роль в предложении.
Пример: Пес бежит за ней, ласкаясь.
За ней – местоимение, нач. ф. – она, 3 л., ед. ч., ж. р., Тв. п., вт. член.
Порядок разбора слова по составу
1. Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание.
2. Выдели основу слова.
3. Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.
4. Укажи приставку. Назови еще слова с такой приставкой.
5. Укажи суффикс. Подбери несколько слов с таким суффиксом.

Разбор предложения
1. Какое предложение по цели высказывания?
2. Какое предложение по интонации?
3. Распространенное оно или нераспространенное?
4. О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.
5. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.
6. Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.
7. Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.
8. Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.
Пример: После теплых дождей в лесу пошли грибы. (Повествоват., невосклиц., распростр.)
Что? Грибы – это подлежащее.
Грибы (что сделали?) пошли. Это сказуемое.
От подлежащего вопрос задать нельзя.
Задаем вопрос от сказуемого.
Пошли (где ?) в лесу – это вт. член.
Пошли (когда?) после дождей – это вт. член.
После дождей (каких?) теплых – это вт. член.



Памятка "Работы над ошибками"
1.Пропуск или замена буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву. Например: ученик, звонок.
2.Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву. Например: Падают жёлтые листья. Пришла золотая осень.
3.Перенос слова.
Раздели слово для переноса. Например: ОСИ – НА.
4.Сочетание чк, чн, чт, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Например: дочка, речка, мощный.
Придумай и запиши ещё 3 слова на эту орфограмму.
5.Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Например: малыши, карандаши, мыши. Придумай и запиши ещё 3 слова на эту орфограмму.
6.Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением
Запиши слово правильно. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши три однокоренных слова. Например: ягода, ягодка, ягодный.
7.Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.(А, О, И, Е, Я)
Напиши проверочное слово, затем проверяемое. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную одной чертой. Придумай и запиши ещё 3 слова на эту орфограмму. Например: сад - сады, молодость, молоденький – молодой.
8.Удвоеные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши три однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную. Например: группа, груп –па, групповой, подгруппа.
9.Правописание предлога со словами (пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму.
Например: к_берегу; к (какому?) берегу, к (крутому?) берегу.
10.Правописание приставки со словами.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками. Например: Заехал, уехал, поехал.
11.Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 3 слова с той же приставкой. Например: Полетели, посмотрели, потянули.
12.Большая буква в именах собственных.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 3 слова с той же орфограммой, подчеркни их.
Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Москва.
13. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним. Запиши ещё 3 слова с той же орфограммой. Например: Ель, тень, коньки.
14.Разделительный мягкий знак ь.
Выпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни мягкий знак и гласную букву. Придумай и запиши ещё 3 слова на эту орфограмму. Например: Вьюга, листья, соловьи.
15.Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку и корень. Подчеркни орфограмму. Придумай и запиши ещё 3 слова на эту орфограмму. Например: Съезд, объём, подъезд.
16.Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово правильно. Проверь согласную. Подчеркни орфограмму. Придумай и запиши ещё 3 слова на эту орфограмму. Например: морозы - мороз, ягода – ягодка, просить – просьба.
17. Непроизносимые согласные.
Запиши слово правильно. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь корень. Делай так: звезда, звёздочка – звёздный.


18.Соединительные гласные в сложных словах.
Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни гласную. Запиши ещё 3 слова с этой орфограммой. Делай так: водовоз, самолёт, вездеход.
19. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 3 слова с этой орфограммой.
Например: Луч ( м.р.), шалаш, товарищ, врач. Ночь (ж.р.), мощь, тишь, молодёжь.
20. Не с глаголом. (орфограмма пробел)
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 3 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Например: не _пришёл, не_ выучил, не _знал.
21.Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
22. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи склонение. Выдели окончание, проверь с помощью слов – помощников. Подбери и запиши 2 примера.
Делай так: на опушке (на маме, 1 скл.), на полянке (на маме, 1 скл.).
23.Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного. Подбери и запиши 2 примера. Делай так: к лесу (какому? дальнему – м.р., ед.ч., Д.п.).
24. Предлог с местоимением. ( орфограмма – пробел)
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Между ними поставь вопрос или слово. Запиши ещё 3 примера на эту орфограмму. Например: у (кого?) нас, ко (кому?) мне, с (кем?) тобой.
25. Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Поставь вопрос. Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 3 глагола с этой орфограммой.
Например: ты (что делаешь?) пишешь, решаешь, читаешь ( наст.вр., 2 л., ед.ч.)
26.Мягкий знак в неопределённой форме глагола. (-ться, -чь)
Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Выдели суффикс. Запиши ещё 3 слова с этой орфограммой.
Например: пытаться (н.ф., что делать?), беречь (что делать?)
27. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Поставь ударение. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа. Выпиши глагол правильно.
Делай так: писать, гл, 1 спр., ( -е, -ут, -ют) – пишешь,
ставить, гл., 2 спр., ( -и, -ат, -ят) - ставит
28. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую. Составь ещё 1 предложение к данной схеме.
Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.
29. Предложение с прямой речью.
Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий